Символ

Символы и знаки хапкидо.

Многие школы хапкидо используют в своих эмблемах символы, кторые были введены пионерами стиля в 60-х годах прошлого века. Что обозначают эти символы рассказывает эта статья.

Как и любой стиль, хапкидо имеет свои ярко выраженные особенности, свой индивидуальный «движок», который определяется техническим арсеналом стиля и, что наиболее важно, принципами. Техника хапкидо — это всего лишь определенные принципы реализованные в движениях, приемах, технических действиях. Зная и понимая эти каноны стиля, можно четко определить выполнен тот или иной прием в стиле хапкидо, или это дзю-дзюцу, а может еще какой другой стиль. Постоянно слышу от мастеров хапкидо: мы учим не технику, мы учим принципы через технику. Как это реализовывается в тренировочном процессе – вопрос к инструкторам. Эта тема очень интересная и заслуживает отдельного разговора. Мне бы хотелось рассмотреть как и какие принципы заложены в знаках и символах хапкидо.

Многие школы боевых искусств выбирают для логотипа различные изображения животных, оружия, или какого-то технического действия, которое по определению должно вызывать у людей строгие ассоциации с конкретным стилем. Насколько удачно выбран символ, настолько и удачно будет узнаваемость. Кроме чисто маркетингового приема, выбор символа может сильно влиять на судьбу школы. Ведь каждый символ несет за собой не только определенную преемственность традиции, но и является своего рада сакральным знаком для общности людей. Ибо в жизни ничего не происходит случайно.

Ну а как же обстоят дела в хапкидо? Символы хапкидо – это две стрелки, направленные навстречу друг другу, и орел удерживающий стрелу.

Первым символом стиля, который в то время еще назывался Хапки Йу Суль Кван, было изображение двух стрелок. Этот знак появился в конце 50-х годов прошлого века в первом официальном зале в городе Дэгу, где начал тренировать Чой Ен Соль. Автором его был один из первых учеников Су Бок Суп. С тех пор это изображение твердо закрепилось в сознании людей сначала с Хапки Йу Суль Кван, а потом и с хапкидо. Этот знак попадает на официальную эмблему первой организации, которая объединяет помимо хапкидо еще и другие родственные корейские стили – Корейской Ассоциации Кидо.

Что же стоит за двумя стрелками направленными навстречу друг другу?. Две стрелки — это стилизованное изображение дух рук сложенных так, что между выпрямленными указательным и большим пальцем образован прямой угол. Сложенная таким образом кисть, это не что иное, как один из важнейших принципов хапкидо — «живая рука». В философском плане, по смыслу да и по стилистике, изображение этих рук своеобразная интерпретация одного из важнейших символов восточной философии – знака тайчи («великого предела»). Как и тайчи, символичное изображение «живых рук» в хапкидо обозначает баланс и гармонию в дуальности Вселенной. Круг, в который обычно заключают стрелки, символизирует Вселенную, а сами стрелки («живые руки») человеческую активность. Эта активность может менять свою природу от твердой, жесткой до мягкой, податливой. Тоже касается и техники хапкидо — подчас жесткой, но и возможно мягкой, в зависимости от ситуации. Но всегда в гармонии с собой, с противником, со Вселенной. «Живые руки» это не только философское понятие в хапкидо. Этот принцип четко интегрирован в технику хапкидо, а именно тесно связан с внутренними практиками, к примеру развитием Ки.

Этот символ, или их стилизованное изображение (стрелки), достаточно часто можно встретить на эмблемах различных организаций хапкидо. После Корейской Ассоциации Кидо, стрелки появляются на эмблеме Всемирной Федерации Хапкидо, а изображение одной руки – на эмблеме Корейской Федерации Хапкидо. По традиции, региональные организации, сотрудничающие с одной из немногих мировых штаб-квартир, тоже изображают на своих эмблемах символы которые использует головная организация. Тем самым демонстрируя преемственность традиций.

Другой, наверное более известный символ хапкидо, является орел удерживающий стрелу. Этот знак появляется на всеобщее обозрение в начале 60-х годов. Его авторство приписывают Джи Хан Дже, также одному из первых учеников Чой Ен Соля и человеку, который внес неоценимый вклад в формирование хапкидо. Джи Хан Дже, и его ближайший соратник Ким Му Хон, не останавливаются на том, чему их учил Чой Ен Соль, а постоянно ищут новые эффективные методы и модернизируют технику Хапки Йу Суль Кван. Со временем техника молодых новаторов все больше отличается от Хапки Йу Суль Кван. Возможно поэтому видоизменяется название и выбирается новый символ к этому названию. Итак — хапкидо и орел удерживающий стрелу.

Надо отметить, что в восточной культуре (да и не только в восточной) достаточно много примеров выбора тотемного животного. Боевые искусства в этом не оригинальны. Достаточно вспомнить звериные стили ушу. Но если в звериных стилях мастера отчасти копировали движения животных, то в хапкидо орел выбран лишь как символ, которому приписывают определенные качества. Сила, скорость, настойчивость, превосходство и свобода. Такие качества должен дать орел всем, кто занимается хапкидо. Крылья символизируют способность достижения беспредельных высот в физическом и духовном плане. Это все можно отнести к характерным чертам, но и технический аспект боевого искусства тоже отражен в этом знаке. Стрела — не что иное как символ атаки извне. Орел наглядно демонстрирует каким образом соотносится черты тотема с техникой —захват и контроль, как основное характерное действие хапкидо. Когти орла надежно держат и контролируют стрелу тем самым символизируя скорость реакции. Ведь поймать стрелу или атаку противника не так уж и просто. Другими качествами, которые реализуются через технику хапкидо и приписывают орлу можно назвать силу воздействия, решительность в применении при отражении атаки, силу захвата и чистоту намерений к противнику. Помимо внешних качеств, есть еще и внутренние. А именно взгляд орла, который символизирует силу духа, что в китайской традиции называется «шень».

Орел появляется на официальной эмблеме Корейской Ассоциации Хапкидо, созданной Джи Хан Дже в 1965 году. С тех пор многие организации и школы используют этот символ. В мире нет единого стандарта в изображении орла схватившего стрелу, поэтому они отличаются в различных школах. Неизменным остается одно — последователи традиций Джи Хан Дже, его многочисленные ученики, используют изображение орла в своих эмблемах. Впрочем многие другие школы хапкидо тоже отдают предпочтение именно орлу. Стиль хапкидо, который Джии Хан Дже преподает сегодня — синму хапкидо – использует образ орла как тотемное животное, и как визитную карточку стиля.

Изображение иероглифов написаных на “хангул”.

hap_ki_do

 

 

 

 

 

Слева направо:
“хап” – объединение
“ки” – энергии
“до” – путь

Автор: Герман Мочалин